воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Что нам Новый Год несет или новый закон об иностранцах в Польше

Запустил я немного блог, конечно, но раз уж начинать новый год постом, то постом качественным и полезным. Представляю вам краткий анализ  изменений в законе об иностранцах, который является основным нормативным актом, регулирующим въезд и пребывание иностранцев в Польше.




Итак, 12 декабря 2013г. был принят закон Польши «Об иностранцах»  в новой редакции. 30 декабря текст Закона был опубликован в официальном государственном вестнике «Dzięnnik ustaw». Закон большой – 522 статьи,  и поэтому его уже начали называть Кодексом иностранцев. Нормы Закона вступают в силу 01 мая  2014г. Так что же несет нам «папуасам», т.е. иностранцам, эта новая редакция?

Одним словом - изменения в законе хорошие и полезные.
Не вдаваясь в мелкие изменения названий тех или иных процедур, выделю основные по своей сути:
1. Продлен с 2 до 3 лет максимальный срок, на который может быть выдано  разрешение на временное пребывание.

2. Заявление о выдаче  разрешения  можно будет подать за день до окончания срока своего легального пребывания в Польше, а не за 45 дней. Напомню -  после подачи документов в паспорте проставляется штамп, на основании которого вы легально находитесь в стране до выдачи окончательного решения по разрешению. Можно, соответственно, не выезжать из Польши.

3. Студенты – первое разрешение на временное пребывание будет выдаваться на 1 год и 3 месяца. Те, кто продолжает учебу смогут получить разрешение на пребывание сроком до 3 лет, а не на 1 год, как сейчас. Выпускники  польских ВУЗов, которые останутся в Польше для поисков работы, будут иметь право получить разрешение на 1 год. Раньше этой нормы не было.

4. Одним из главных изменений является объединение двух разрешений – на работу и на пребывание.
Иностранец, который работает в Польше, сможет подавать документы на получение одного разрешения на работу и пребывание в рамках одной административной процедуры.   
Однако, можно будет, также как и сейчас, получить только разрешение на работу, и вместо разрешения на временное пребывание, получить национальную рабочую визу Д на срок действия разрешения на работу.

5. В законе введена новая норма, которая отменяет обязанность предоставления иностранцем, при подаче заявления на получение разрешения на временное пребывание,  доказательств наличия жилья (договоров аренды, купли-продажи, выписок из книг недвижимости и т.д.). Теперь будет достаточно указать, что вы жильем  в Польше обеспечены. Т.е. введен принцип декларирования этого факта.

6. И теперь «вкусняшка», как сейчас модно говорить, для предпринимателей:
для тех, кто является совладельцем/соучредителем польского ООО и  будет подавать документы на получение  разрешения на временное пребывание облегчаются условия доказывания полезности предприятия для экономики Польши. В чем выражаются эти облегчения?
Если сейчас полезность для экономики страны такого предприятия с иностранным капиталом прописана только как внедрение инноваций, трансфер технологий и создание новых рабочих мест (при чем в нормативных актах сейчас эти понятия прописаны в каком-либо количественном, объемном или качественном выражении), то в новом законе они четко прописаны с возможностью выбора того или иного способа доказывания. Кстати, хочу заметить, что эти критерии «полезности» взяты из закона «О стимулировании занятости и институтах рынка труда» (o promocji zatrudnienia i instytucjach rynku pracy). Там они касаются ситуации, когда иностранец, который ходатайствует о получении разрешения на работу в качестве члена правления (тип А), в компании, в которой он имеет доли либо акции (является соучредителем).
Так вот, в новом законе, иностранец, который хочет получить разрешение на временное пребывание на основании ведения хозяйственной деятельности должен, кроме прочего, показать, что его предприятие:
А) в налоговом году, который предшествует  подаче ходатайства, получило прибыль не меньшую чем 12 средних месячных зарплат в воеводстве по местонахождению предприятия,  ЛИБО на предприятии в течение 1 года официально работают 2 гражданина Польши или иностранцы со статусом резидента ЕС или ПМЖ.
Прошу заметить – это два основных критерия, которые можно использовать по отдельности. И теперь считаем. Для Мазовецкого воеводства средняя месячная зарплата в 3-м квартале 2013г. составила 4742,84 зл. Умножаем на 12, получаем 56 914 зл. (примерно 13 600 Евро на сегодняшний день). Вот такую годовую прибыль надо показать для своего предприятия в Варшаве. Это при том, что в Мазовецком воеводстве средняя зарплата значительно выше остальных воеводств. А теперь  можете вычислить этот показатель для фирмы, работающей, скажем в Жешуве – Подкарпатское воеводство. Средняя месячная зарплата там 3342, 55 зл.
Я думаю, для предприятий, собственники которых серьезно решили переезжать в Польшу, цивилизованно вести реальный бизнес и жить – это не такая уж и проблема, согласитесь.

А под конец еще интереснее. Законодатель не ограничился только этими двумя критериями и добавил следующие:
ЛИБО предприятие
Б) покажет, что у него есть в наличие средства, позволяющие в будущем выполнить данные требования (т.е. те два, рассмотренные выше), ЛИБО он предпринимает действия, которые позволят в будущем выполнить эти условия, в особенности, способствующие росту инвестиций, трансферу технологий, внедрению полезных инноваций или созданию новых рабочих мест.
Что можно «показать» в данном случае польскому бюрократу?  Нет, вы не то подумали, у нас приличный блог :)
Я думаю, что это:
во -первых, могут быть уже имеющиеся инвестиции, транспорт, основные средства,  помещения…,
во - вторых, это может быть счет в банке  с цифрой, скажем 15 000Евро,
в - третьих, это также бизнес план, в котором вы можете прописать, что планируете сделать за год,
в – четвертых, это все вместе взятое…
Почему я так думаю? Потому что я доказывал уже такую полезность для компании, где был соучредителем и членом правления. А эти критерии, как я уже говорил,  прописаны также как и в законе «o promocji zatrudnienia i instytucjach rynku pracy»,  и по аналогии, они скорее-всего будут применяться именно так.
Чтобы быть уверенным наверняка, надо, конечно дождаться вступления в силу закона и посмотреть, как он будет применяться на практике, но юридическая интуиция подсказывает мне именно это. Может что-то добавится, что-то убавится, но суть останется та же.
Так что вот такие вот дела – облегчения для предпринимателей налицо. Поэтому вопрос о бизнес-эмиграции посредством открытия ООО и ведения прибыльной деятельности  открыт и переходит в новую качественную фазу… 

Да, что еще новенького: разрешение на временное пребывание с целью ведения хоздеятельности будет выдаваться иностранцу, целью пребывания которого является работа в  качестве члена правления в обществе, в котором он приобрел доли. Т.е. это, по сути то же разрешение на работу типа А для членов правления.

А что еще интересненького, так это то, что по новому закону обладатели Карты поляка смогут ходатайствовать о разрешении на постоянное пребывание (pobyt stały) без подтверждения польских корней. Вот как я например…Так что с 1-го мая буду наведываться в гости к бюрократам)))

Всем удачи.

P.S. Изменения к закону o promocji zatrudnienia i instytucjach rynku pracy, которые касаются иностранцев, прокоментирую в следующих постах.

6 комментариев:

  1. "Те, кто продолжает учебу смогут получить разрешение на пребывание сроком до 3 лет, а не на 1 год, как сейчас" - может быть Вы в курсе, это относится и к тем, кто собирается пойти учиться на последипломное образование? и могут ли те, кто окончил последипломное так же остаться для поиска работы?
    и спасибо за статью)

    ОтветитьУдалить
  2. Эти разрешения выдаются для учащихся на стационаре. ВНЖ можно получить и когда вы учитесь на последипломном образовании и когда проходите профкурсы или иное обучение, но регулируется это другой статьей - выдача разрешения на временное пребывание всвязи с другими обстоятельствами. Срок такого разрешения - 1 год. Ка насчет поиска работы по завершению последипломной учебы я не знаю - все будет зависеть от того, сумеете ли вы доказать необходимость вашего пребывания в Польше дальше...В законе есть положения, которые предусматривают выдачу разрешения по другим обстоятельствам, не описанным в Законе, которые обосновывают необходимость нахождения иностранца в стране...

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Дмитрий,

    Спасибо Вам огромное за статью. У меня есть Карта Поляка, недавно (с Февраля 2014) открыл ИП в Жешуве, очень хотел бы поскорее получить разрешение на постоянное проживание. Буду Вам очень благодарен, если Вы подскажете, какие именно статьи/параграфы нового закона содержат информацию о том, что обладатели Карты Поляка смогут ходатайствовать о разрешении на pobyt stały без подтверждения польских корней?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей - это статья 195 пункт 9:

      "...9) posiada ważną Kartę Polaka i zamierza osiedlić się na terytorium Rzeczypospolitej Polskiej na stałe".

      На следующей неделе буду узнавать непосредственно в управлении по делам иностранцев.

      Удалить
  5. А какие пункты для иностранца с "польскими корнями,но без карты поляка?
    И нельзя ли с кратким переводом на русский?
    Заранее признателен

    ОтветитьУдалить