Запустил я немного блог, конечно, но раз уж начинать новый год постом, то постом качественным и полезным. Представляю вам краткий анализ изменений в законе об иностранцах, который является основным нормативным актом, регулирующим въезд и пребывание иностранцев в Польше.
Итак, 12 декабря 2013г. был
принят закон Польши «Об иностранцах» в новой редакции.
30 декабря текст Закона был опубликован в официальном государственном вестнике «Dzięnnik ustaw». Закон
большой – 522 статьи, и поэтому его уже
начали называть Кодексом иностранцев. Нормы Закона вступают в силу 01 мая 2014г. Так что же несет нам «папуасам», т.е.
иностранцам, эта новая редакция?
Одним словом - изменения в
законе хорошие и полезные.
Не вдаваясь в мелкие изменения названий тех или иных процедур, выделю основные по своей сути:
Не вдаваясь в мелкие изменения названий тех или иных процедур, выделю основные по своей сути:
1. Продлен с 2 до 3 лет
максимальный срок, на который может быть выдано разрешение на временное пребывание.
2. Заявление о выдаче разрешения можно будет подать за день до окончания срока своего легального пребывания в Польше, а не за 45 дней. Напомню - после подачи документов в паспорте проставляется штамп, на основании которого вы легально находитесь в стране до выдачи окончательного решения по разрешению. Можно, соответственно, не выезжать из Польши.
3. Студенты – первое разрешение на временное пребывание будет выдаваться на 1 год и 3 месяца. Те, кто продолжает учебу смогут получить разрешение на пребывание сроком до 3 лет, а не на 1 год, как сейчас. Выпускники польских ВУЗов, которые останутся в Польше для поисков работы, будут иметь право получить разрешение на 1 год. Раньше этой нормы не было.
4. Одним из главных изменений является объединение двух разрешений – на работу и на пребывание.
Иностранец, который работает в
Польше, сможет подавать документы на получение одного разрешения на работу и
пребывание в рамках одной административной процедуры.
Однако, можно будет, также как
и сейчас, получить только разрешение на работу, и вместо разрешения на
временное пребывание, получить национальную рабочую визу Д на срок действия
разрешения на работу.
5. В законе введена новая норма, которая отменяет обязанность предоставления иностранцем, при подаче заявления на получение разрешения на временное пребывание, доказательств наличия жилья (договоров аренды, купли-продажи, выписок из книг недвижимости и т.д.). Теперь будет достаточно указать, что вы жильем в Польше обеспечены. Т.е. введен принцип декларирования этого факта.
6. И теперь «вкусняшка», как сейчас модно говорить, для предпринимателей:
для тех, кто является
совладельцем/соучредителем польского ООО и будет подавать документы на получение разрешения на временное пребывание облегчаются
условия доказывания полезности предприятия для экономики Польши. В чем
выражаются эти облегчения?
Если сейчас полезность для
экономики страны такого предприятия с иностранным капиталом прописана только как
внедрение инноваций, трансфер технологий и создание новых рабочих мест (при чем
в нормативных актах сейчас эти понятия прописаны в каком-либо количественном,
объемном или качественном выражении), то в новом законе они четко прописаны с
возможностью выбора того или иного способа доказывания. Кстати, хочу заметить,
что эти критерии «полезности» взяты из закона «О стимулировании занятости и
институтах рынка труда» (o promocji zatrudnienia i instytucjach rynku pracy).
Там они касаются ситуации, когда иностранец, который ходатайствует о получении
разрешения на работу в качестве члена правления (тип А), в компании, в которой он
имеет доли либо акции (является соучредителем).
Так вот, в новом законе,
иностранец, который хочет получить разрешение на временное пребывание на
основании ведения хозяйственной деятельности должен, кроме прочего, показать,
что его предприятие:
А) в налоговом году, который
предшествует подаче ходатайства, получило
прибыль не меньшую чем 12 средних месячных зарплат в воеводстве по
местонахождению предприятия, ЛИБО на
предприятии в течение 1 года официально работают 2 гражданина Польши или
иностранцы со статусом резидента ЕС или ПМЖ.
Прошу заметить – это два
основных критерия, которые можно использовать по отдельности. И теперь считаем.
Для Мазовецкого воеводства средняя месячная зарплата в 3-м квартале 2013г.
составила 4742,84 зл. Умножаем на 12, получаем 56 914 зл. (примерно 13 600
Евро на сегодняшний день). Вот такую годовую прибыль надо показать для своего
предприятия в Варшаве. Это при том, что в Мазовецком воеводстве средняя
зарплата значительно выше остальных воеводств. А теперь можете вычислить этот показатель для фирмы,
работающей, скажем в Жешуве – Подкарпатское воеводство. Средняя месячная
зарплата там 3342, 55 зл.
Я думаю, для предприятий,
собственники которых серьезно решили переезжать в Польшу, цивилизованно вести реальный
бизнес и жить – это не такая уж и проблема, согласитесь.
А под конец еще интереснее. Законодатель не ограничился только этими двумя критериями и добавил следующие:
ЛИБО предприятие
Б) покажет, что у него есть в наличие
средства, позволяющие в будущем выполнить данные требования (т.е. те два, рассмотренные
выше), ЛИБО он предпринимает действия, которые позволят в будущем выполнить эти
условия, в особенности, способствующие росту инвестиций, трансферу технологий,
внедрению полезных инноваций или созданию новых рабочих мест.
Что можно «показать» в данном
случае польскому бюрократу? Нет, вы не
то подумали, у нас приличный блог :)
Я думаю, что это:
во -первых, могут быть уже
имеющиеся инвестиции, транспорт, основные средства, помещения…,
во - вторых, это может быть
счет в банке с цифрой, скажем 15 000Евро,
в - третьих, это также бизнес
план, в котором вы можете прописать, что планируете сделать за год,
в – четвертых, это все вместе взятое…
Почему я так думаю? Потому что
я доказывал уже такую полезность для компании, где был соучредителем и членом
правления. А эти критерии, как я уже говорил, прописаны также как и в законе «o promocji
zatrudnienia i instytucjach rynku pracy», и по аналогии, они скорее-всего будут
применяться именно так.
Чтобы быть уверенным наверняка,
надо, конечно дождаться вступления в силу закона и посмотреть, как он будет
применяться на практике, но юридическая интуиция подсказывает мне именно это.
Может что-то добавится, что-то убавится, но суть останется та же.
Так что вот такие вот дела –
облегчения для предпринимателей налицо. Поэтому вопрос о бизнес-эмиграции
посредством открытия ООО и ведения прибыльной деятельности открыт и переходит в новую качественную фазу…
Да, что еще новенького: разрешение на временное пребывание с целью ведения хоздеятельности будет выдаваться иностранцу, целью пребывания которого является работа в качестве члена правления в обществе, в котором он приобрел доли. Т.е. это, по сути то же разрешение на работу типа А для членов правления.
А что еще интересненького, так это то, что по новому закону обладатели Карты поляка смогут ходатайствовать о разрешении на постоянное пребывание (pobyt stały) без подтверждения польских корней. Вот как я например…Так что с 1-го мая буду наведываться в гости к бюрократам)))
Всем удачи.
P.S. Изменения к закону o promocji zatrudnienia i instytucjach rynku pracy, которые касаются иностранцев, прокоментирую в следующих постах.
P.S. Изменения к закону o promocji zatrudnienia i instytucjach rynku pracy, которые касаются иностранцев, прокоментирую в следующих постах.
"Те, кто продолжает учебу смогут получить разрешение на пребывание сроком до 3 лет, а не на 1 год, как сейчас" - может быть Вы в курсе, это относится и к тем, кто собирается пойти учиться на последипломное образование? и могут ли те, кто окончил последипломное так же остаться для поиска работы?
ОтветитьУдалитьи спасибо за статью)
Эти разрешения выдаются для учащихся на стационаре. ВНЖ можно получить и когда вы учитесь на последипломном образовании и когда проходите профкурсы или иное обучение, но регулируется это другой статьей - выдача разрешения на временное пребывание всвязи с другими обстоятельствами. Срок такого разрешения - 1 год. Ка насчет поиска работы по завершению последипломной учебы я не знаю - все будет зависеть от того, сумеете ли вы доказать необходимость вашего пребывания в Польше дальше...В законе есть положения, которые предусматривают выдачу разрешения по другим обстоятельствам, не описанным в Законе, которые обосновывают необходимость нахождения иностранца в стране...
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Дмитрий,
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам огромное за статью. У меня есть Карта Поляка, недавно (с Февраля 2014) открыл ИП в Жешуве, очень хотел бы поскорее получить разрешение на постоянное проживание. Буду Вам очень благодарен, если Вы подскажете, какие именно статьи/параграфы нового закона содержат информацию о том, что обладатели Карты Поляка смогут ходатайствовать о разрешении на pobyt stały без подтверждения польских корней?
Алексей - это статья 195 пункт 9:
Удалить"...9) posiada ważną Kartę Polaka i zamierza osiedlić się na terytorium Rzeczypospolitej Polskiej na stałe".
На следующей неделе буду узнавать непосредственно в управлении по делам иностранцев.
А какие пункты для иностранца с "польскими корнями,но без карты поляка?
ОтветитьУдалитьИ нельзя ли с кратким переводом на русский?
Заранее признателен